Социализация детей с девиантным поведением
Информация для родителей
Социализация личности
Один из ключевых аспектов ее благополучия и непременное условие гармоничного развития. В большей степени проблемы социализации детей обусловлены их девиантным поведением, в результате чего возникает противопоставление, разделение детского коллектива на «хороших» и «плохих».
Проводниками социализации являются семья, институт образования, приятельские группы, СМИ, профессиональные коллективы, в ряде случаев – церковь. Они обладают определенным набором ценностей и норм, образцов «правильного» и «должного» поведения, которые соответствуют декларируемым общественным требованиям и сложившейся в обществе культуре. Однако в демократическом обществе институты социализации не складываются в иерархическую систему, поэтому усиливается вероятностный характер социализации, растет автономия личности от каждого из проводников социализации.
Семья является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Именно от целенаправленных действий родителей и окружающей обстановки зависит, научится ли ребенок видеть себя сильным или слабым, будет ли рассматривать мир заслуживающим доверия или опасным. Семья определяет социальное положение – этническую, экономическую, религиозную принадлежность.
Школа способствует расширению социального мира посредством преподавания знаний. Ребенок усваивает то значение, которое общество придает социальному происхождению. Кроме знаний неформальным образом преподносятся другие навыки – соревнования, лидерства, общения с бюрократией и т.п.
Благодаря группам сверстников ребенок учится самостоятельно формировать межличностные отношения. В этих группах дети имеют общие интересы, социальное положение и возраст. В группах сверстников дети не находятся под надзором взрослых. Вместе с тем, сверстники могут влиять на предпочтения в музыке или кинофильмах, но родители оказывают большее воздействие в принятии решения о долгосрочных целях, например, об учебе в вузе.
Девиантное поведение
Отклоняющееся от социальных норм поведение называют девиантным. Различают первичную и вторичную девиацию.
Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» индивида; стремление к самореализации, которая почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения и т.д.).
Вторичная девиация – это подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.
Основной причинойвозникновения девиантного поведения подростков, как правило, являются:
- Нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.
- Акцентуации характера подростка, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития.
- Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве не умеют это делать грамотно и конструктивно. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Такое общение ведет к усилению девиантного поведения.
- Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека.
Рекомендации родителям подростка
1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
4. Признание и одобрение со стороны родителей.
5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
6. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, которые излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
9. Сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, зав.учебного отделения или зам.директора по воспитательной работе.
10. Интересуйтесь, с кем общается ваш ребенок
! Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Безусловно, все зависит от конкретной ситуации и метод влияния на подростка надо подбирать индивидуально.